ИСТОРИЯ Каждый человек вел свое происхождение от родовой горы, дух – хозяин
которой являлся покровителем и хранителем жизни на территории рода. У
шаманов мира духов существовали особые нормы поведения по отношению к
хозяину родовой горы. Зависимость людей от священной горы была особенно
сильной и безусловной. Хозяин ее не допускал никаких отступлений или
нарушений, связанных с пребыванием здесь людей, не только по отношению
к себе, но и к зверям и растительности этих мест: он держал в страхе
самих шаманов, для многих из которых был покровителем. Он наблюдал за
поведением женщин, живших поблизости. Женщины не допускались на
священную гору: замужняя женщина была чужеродной в сеоке мужа, и ее
прикосновение к такой родовой святыне, как священная родовая гора, не
могло остаться безнаказанным.
Хозяином же всех горных вершин и всего мира духов считался Дух-Ээзи.
Его почитали повсеместно и в каждой местности указывали ту или иную
гору, на которой он обитает, как правило, самую высокую. Говорили
также, что живет он на ледниках, в пещерах. Дух мира всемогущ и
милостив к людям. Но, как и все иные духи, он может наказать человека:
наслать зимою бурю и ненастье, уничтожить скот, лишить охотников удачи
на промысле, если люди забудут о жертве, что должны ежегодно приносить
хозяину мира духов. Для него закалывали белого барана с рыжей головой и
угощали молоком. Двойственность по отношению к людям – характерная
черта всех духов, но несчастье человека не их «специальность». Зло
настигает человека только ответ на его непочтение, пренебрежение и
жадность…
Духи воды.
Дух воды считался творцом и хозяином всех водных пространств мира
духов. Как и прочие могущественные духи, дух воды не считался
однозначно добрым или злым. Все зависело от человека…
Наряду с духом, всего мира вод, почитали и хозяев каждого водоема.
Запрещалось загрязнять «текущую воду», т.е. реки, ручьи, источники
всякими нечистотами, бытовым мусором, так как этого не терпит «хозяин
воды» и рано или поздно наказывает нарушителей различными
неприятностями и болезнями.
Особым почитанием пользовались вытекающие из земли источники – аржан
суу, считавшиеся лечебным. На кустарниках или ветвях деревьев, росших
рядом, привязывали ленты, в аржан бросали монеты. Пребывание на аржане
требовало соблюдения запретов около него нельзя копать землю, ломать
кустарники, ветки деревьев, рубить деревья, кричать и ругаться: Хозяина
воды описывает то, как огромного зверя, что своими рогами и зубами
взламывает весною лед на реках и кричит как бык, то, как молодую
девушку…
Помимо хозяев в воде могли обитать всевозможные духи и существа. Шаманы
мира духов призывали для борьбы со злыми духами и водяных чудовищ –
Абру т Ютну, живущих где-то в реках и напоминающих своим внешним видом
змей с четырьмя ногами.
По представлениям людей, злые духи не могли двигаться по реке против
течения. У них был только один путь: вниз, туда, где река впадает в
мифический океан, таящийся где-то глубоко под землей или на ее краю…
Сказать по правде, история № 2 поприкольней будет, но ее надо как-то привязать к клану. Мол люди захотели быть похожими на духов... или все неверные были сожжены и утоплены, а единицы уцелевших решили объединиться...
Ну в общем, как-то надо эти две истории в одну соединить! =))